Философо-экологический ненаучный журнал

Что такое экострофа? Если как-то это сформулировать, то получится то, что написано выше. Это сайт об экологии и философии, образе жизни, не понятном каждому члену нашего общежития. Наверное, это страшилка для определенных людей. Вдруг, мир поменяется и люди в нем изменятся?! Вдруг, то, что казалось малозаметным, окажется многозначительным, а вектор направления движения человечества кардинально изменится?

В общем, это сайт о том, как жить в окружающем нас мире и не превратить нашу жизнь в помойку.

'Тот, кто умеет ходить, не оставляет следов.' (Трактат 'Дао Дэ Цзин' V век до нашей эры)

Шань Хай Цзин 12 февраля 2019

Некоторым людям всегда интересно узнать, как жили их предки, чем они занимались, когда вставали с рассветом солнца, какой мир их окружал, какие у них были обычаи, как они воспитывали своих детей или чем залечивали раны. И подобных памятников литературы у человечества почти нет! 

 

Нет, у нас есть множество древних авторов, они оставили действительно громадное наследие. Но. 

Древние историки предпочитали писать о царях и порождаемых ими войнах. Да и не только древние. Современные поступают так же. Будто бы потомкам знания о том, сколько царствовала та или иная особа, скольких эта особа вероломно предала и сколько людей было убито в ‘праведных’ по мнению этой особы войнах может принести какой-либо практический смысл. 

 

Поэтому, когда мы начинаем скрупулезно искать древние знания о медицине, строительстве, культуре и иных важных аспектах человеческой жизни, мы упираемся в стену невежества или довольствуемся отрывочными свидетельствами, которые безуспешно пытаемся расшифровать. 

Вдумайтесь. Мы знаем поименно почти всех египетских фараонов, но понятия не имеем, как египтяне строили пирамиды. Мы даже не знаем, они ли их строили. Но какой смысл в именах, раз нет деяний? Зачем нужны имена тех, кто ради своего тщеславия оставил потомкам только свидетельства выигранных им битв? В нашей цивилизации крайне много истории тщеславия и почти нет истории культуры. 

 

Ответьте сами себе на один вопрос. Что вы назовете, ненадолго задумавшись? Пять имен римских цезарей или пару великих изобретений или открытий римлян? Штука в том, что на второй вопрос вы вообще не ответите. Представляете, насколько отравлен наш разум этой ярмаркой тщеславия!? 

 

Поэтому каждый древний труд, который оставил нам действительно важные знания, достоин особого упоминания. Такой, например, как ‘Шань Хай Цзин’, что можно перевести на русский как ‘Книга гор и морей’ или ‘Каталог гор и морей’. Этот трактат оставил нам уникальные сведения о ботанике и зоологии, частью кажущиеся мифическими. Кажущиеся человеку, который сперва стал причиной массового вымирания видов, а потом долгое время называл сказками упоминания о животных и растениях, которые упоминаются в древних трудах. В ‘Книге’ также предоставлены сведения о минералогии, географии и медицине. 

 

Последние годы мы восполняем свои пробелы в знаниях благодаря науке. Оказалось, что наш мир был населен огромным числом животных и растений, которые сегодня нам кажутся диковинными. Но мы уже получаем неопровержимые свидетельства их существования, как, например, в истории с ‘Ямой Берни‘,  когда выяснилось, что на Гавайях всего каких-то тысячу лет назад жили гигантские медлительные утки, беззащитные перед человеком, а на острове Флорес — двухметровые аисты. Я говорю о видах, вымерших не в эпоху динозавров, а в нашу эпоху — эпоху доминирования гоминидов. 

 

Но вернемся к ‘Шань Хай Цзин’. Первые известные упоминания об этом трактате относятся приблизительно к первому столетию до нашей эры. ‘Каталог гор и морей’ был упомянут в ‘Исторических записках’ Сыма Цяня ( 145 — 87 гг. до н. э.) и ‘Истории ранних Хань’ Бань Гу ( 32 — 92 гг. н. э.). 

 

Существует легенда, что авторами этого трактата были 2 мифические личности — в Китае они известны под именами Юй и Дядя И. Юй усмирял потоп, прокладывая русла рек и раздвигая горы, а его помощник Дядя И записывал их названия и описывал растения и животных, которых они встречали на пути. Также существует легенда, что существовали девять сосудов, на которые были нанесены изображения удивительных животных, растений, птиц и духов, описанных в ‘Книге Гор’. Если принять в расчет эту версию, то дата создания ‘Книги’ может относиться ко 2-му тысячелетию до нашей эры. 

 

Есть, однако, некоторые несостыковки, выдающие либо более позднее написание трактата, либо то, что ‘Книгу’ дописывали и дополняли в более поздние времена. 

 

Более скептически настроенные исследователи относят создание ‘Каталога гор и морей’ приблизительно к IV — II-ому векам до нашей эры. При этом большинство изучавших трактат сходятся во мнении, что первые пять книг ( цзюаней) ‘Книги’ имеют гораздо более древние корни, нежели последние её цзюани. 

 

Исследователи ‘Шань Хай Цзин’ в основном сходятся во мнении, что помимо совсем уж мифических животных, в ‘Книге’ описывали редкие виды, а не те, с которыми сталкивались ежедневно, то есть, вероятно, виды, уже исчезающие на тот момент времени. 

 

Так или иначе, написана ли’ Книга’ четыре тысячелетия назад или же всего два тысячелетия назад, это не отменяет её ценности. Эти … всего два тысячелетия с человеком настолько радикально изменили планету и уменьшили биологическое разнообразие, что любые упоминания о населявших ранее планету видах крайне ценны для нашего будущего.  Если, конечно, оно у нас сложится.