Философо-экологический ненаучный журнал

Что такое экострофа? Если как-то это сформулировать, то получится то, что написано выше. Это сайт об экологии и философии, образе жизни, не понятном каждому члену нашего общежития. Наверное, это страшилка для определенных людей. Вдруг, мир поменяется и люди в нем изменятся?! Вдруг, то, что казалось малозаметным, окажется многозначительным, а вектор направления движения человечества кардинально изменится?

В общем, это сайт о том, как жить в окружающем нас мире и не превратить нашу жизнь в помойку.

'Тот, кто умеет ходить, не оставляет следов.' (Трактат 'Дао Дэ Цзин' V век до нашей эры)

Самая загадочная история Геродота 22 июля 2019

переворот солнца‘За это время солнце четыре раза появлялось не на своем месте. А именно, дважды всходило там, где теперь заходит, и дважды заходило там, где ныне восходит’.

Это фрагмент из ‘ Евтерпы’ Геродота, 142-ой параграф. В этом месте историк пересказывает свою беседу со жрецом ( или жрецами) храма Амона Ра в Фивах.
 

Необходимо сразу оговориться, что в храме Амона дискутировали не два ( или больше) озабоченных религиозных фанатика, там вели беседу два скептика, двое людей, считавших себя хранителями знаний. Один из них — Геродот в своей ‘Истории’, пересказывая слышанные им легенды, то и дело вставляет свои пять копеек в форме ‘мне эти рассказы кажутся придуманными и недостоверными’. Но не в этом случае.
 

Другой — неназванный жрец храма Амона вообще усомнился в основе основ Древнего мира, а именно в том, что кто-то из людей произошел от богов. Не буду удивлен, если он согласился рассказать Геродоту о своих мыслях на условиях анонимности и только с учетом того, что тот был иностранцем. Геродот вообще почтенно относился к египетским жрецам, сообщая о них, что те, по его мнению, никогда не позволяли случаться человеческим жертвоприношениям, а в 140-ом параграфе ‘Клио’ он упоминает и о том, что жрецы ‘полагают свою обрядовую чистоту в том, что не убивают ни одного живого существа, кроме жертвенных животных’.
 

Там беседовали двое ученых в самых лучших и современных традициях этого слова.
 

Судя по всему, сначала они вспомнили Гекатея Милетского. Это историк, посол и географ, предшественник Геродота, труды которого, к сожалению, до нас не дошли. Сам Геродот относился с Гекатею с тем же свойственным ему скептицизмом. Он сомневался в географических картах, нарисованных Гекатеем и вспоминает о нем явно с издевкой, когда напоминает, что некогда Гекатей в этом же храме спрашивал жрецов о богах, потому что якобы он ( Гекатей) в шестнадцатом поколении происходил от бога. Геродот старался в первую очередь быть беспристрастным и объективным, он, естественно, не стал рассказывать о своих предках жрецу, но с удовольствием выслушал то, что некогда было рассказано и Гекатею.
 

Жречество, по меньшей мере в этом храме Египта, передавалось по наследству от отца к сыну. Каждый из них, получая свою должность, был обязан поставить себе деревянную статую, вероятно с некими обозначениями, именем жреца и возможно еще какими-то сведениями.
 

Они обошли эти статуи. Их было 341. Считая по три поколения за столетие, Геродот сам рассчитывает время, о котором идет речь. 11340 лет.
Прибавим к этим расчетам 2445 лет, прошедших со времени жизни Геродота и мы получаем оглушающую цифру почти в 14000 лет (13785 лет).
 

Сегодня считается, что египетские Фивы активно начали застраиваться на стыке между 2-ым и 3-им тысячелетием до нашей эры, то есть 4500 лет назад. Сами египтяне называли город Нэ, Но или Но Аммон. Сегодня это Луксор ( Карнак) — одно из первых мест, внесенных в объекты наследия Юнеско. Несостыковка во времени составляет более 9000 лет.
 

Но. Напоминая читателю о том, что на данный момент у человечества нет технологий, которые могли бы определить возраст обработки камня, пойдем дальше. Это несостыковка — не самое интересное в этой истории беседы. В конце концов, храм могли переместить из более ранней столицы вместе с жрецами, или построить новый храм на месте старого, ну мало ли чего могло произойти за эту толщу веков.
 

Кстати, там же жрец говорит, что до этого периода, действительно, правили боги, последним из которых был Гор, сын Осириса ( у греков это Аполлон) , при этом почти напрямую давая понять, что генетически мы к ним отношения не имеем. По словам жреца, они жили совместно с людьми и скорее даже не царствовали, а ( это цитата со слов жреца) — ‘один из них всегда был самым могущественным’. В этих расчетах жрецы не сомневались, поскольку ( опять цитата) — ‘всегда записывали года царей и верховных жрецов’.
 

За указанное же время в 11340 лет, и опять цитата, и это очень точные слова — ‘царствовали только смертные люди, а не боги в человеческом образе’. Важны эти слова — ‘в человеческом образе’, потому что жрецы продолжали записывать истории со странным поведением животных и птиц, причисляя это поведение к действиям богов, то ли публике на потеху, то ли еще зачем, но эти слова — ‘в человеческом облике ‘ точно дают понять, что образованные египетские жрецы четко отличали факты от ими же придумываемых мифов. Но это тоже не так интересно в рамках данной статьи, все это вы сами можете прочитать у Геродота. Ссылка на параграф и книгу даны в начале статьи.

 
Интересна следующая фраза жреца, которая приведена в начале статьи, поскольку ставит под сомнение наши знания в астрономии. Приведу ее полностью.
 

‘За это время, рассказывали жрецы, солнце четыре раза появлялось не на своем месте. А именно, дважды всходило там, где теперь заходит, и дважды заходило там, где ныне восходит. И от этого не произошло в Египте никакой перемены в смысле плодородия почвы и растений, режима реки, болезней и людской смертности’.
 

То есть, ничего после этого не происходило. Просто констатация факта от египетских жрецов. Явление было, последствий не было.
 

Что это было. Не известно. Похоже, описаны какие-то нарушения в обычном ходе движения Земли. Я не могу ответить на этот вопрос. Могу лишь привести две истории, явно с этим египетским рассказом не связанные, но, возможно, связанные не явно.
 

В 1985-ом году космонавт Владимир Джанибеков, находясь на орбитальной станции, стал свидетелем интересного явления, позже названного эффектом Джанибекова. Гайка со смещенным центром тяжести в невесомости летела, через определенные промежутки времени делая кувырок вокруг своей оси. Связано ли эта история как-то с рассказом жреца. Я не знаю.
Просто интересное наблюдение номер 1.
 

И интересное наблюдение номер 2. В широко нашумевшем календаре Майя время делилось на эпохи, которые назывались ‘Первое Солнце’, ‘Второе Солнце’ и так далее. Количество лет длительности каждой эпохи, кроме текущей, индейцам Майя каким-то образом было известно.
Просто сопоставим цифры.
 

По рассказу Геродотова жреца, время без богов, наблюдаемое жрецами Амона, длилось 11340 лет со времени Геродота. Время смерти историка — 425 год до нашей эры. То есть приблизительная дата начала времени наблюдений и времени ‘без богов’ — 11765 год до нашей эры.
 

Могли ли жрецы Майя и египетские жрецы описывать одно и то же астрономическое явление? Чисто теоретически, такое возможно. Со слов жрецов получается, что за наблюдаемое время это явление происходило дважды. ‘Солнце дважды всходило там, где теперь заходит, и дважды заходило там, где ныне восходит’.
 

Посмотрим, совпадает ли это с ‘Солнцами’ Майя !?
‘Пятое Солнце’ началось, по наблюдениям Майя, в 3114 — ом году до нашей эры. Оно вписывается в промежуток между 425 и 11765 годами до нашей эры. Предыдущая эпоха -‘ Четвертое солнце’ длилось 5026 лет, то есть дата начала ‘Четвертого солнца’ — 8140 год до нашей эры. Тоже вписывается. ‘Третье солнце’ длилось 4081 год, то есть дата начала ‘Третьего солнца’ — 12221 год до нашей эры. Что выходит за пределы наблюдаемого жрецами времени.
 

То есть, за описываемый период времени Майя говорили о двух новых солнцах, а жрецы Амона за то же время наблюдали как дважды солнце всходило на Западе, а заходило на Востоке. И судя по словам жрецов, приблизительно начиная с эпохи ‘Третьего солнца’ боги ‘в человеческом обличии’ перестали пребывать на Земле.