Философо-экологический ненаучный журнал

Что такое экострофа? Если как-то это сформулировать, то получится то, что написано выше. Это сайт об экологии и философии, образе жизни, не понятном каждому члену нашего общежития. Наверное, это страшилка для определенных людей. Вдруг, мир поменяется и люди в нем изменятся?! Вдруг, то, что казалось малозаметным, окажется многозначительным, а вектор направления движения человечества кардинально изменится?

В общем, это сайт о том, как жить в окружающем нас мире и не превратить нашу жизнь в помойку.

'Тот, кто умеет ходить, не оставляет следов.' (Трактат 'Дао Дэ Цзин' V век до нашей эры)

Грациализация 5 марта 2019

грациализация

Грациализация 1.0: эволюция

 

Хотелось бы высказать свою точку зрения о современном облике женщин и фотошопе, как современном женском ‘всё’. И, по ходу дела, немного разобраться ‘откуда есть пошла современная женщина’, говоря языком Нестора.

 

Женщины красивы. Потрясающе красивы. Они сводят с ума своей красотой.

 

…. Ну или сводили. Погоня за еще большей красотой и эпоха глянца свели эту красоту на нет. По меньшей мере, для меня. И, насколько мне известно, не для меня одного. Глянца стало слишком много, чтобы женщина продолжала радовать глаз. Женщина стала слишком глянцевой, она перестала быть чарующей и естественной. Глянец убил в женщине красоту.

 

Бог придумал женщину, человек — косметику, дьявол — фотошоп. А мы начнем с истоков.

 

Все знают о фотошопе, но мало кто знает о таком эволюционном процессе, как грациализация.
Назовем процесс условно — грациализация 1.0.

 

Антропологи, изучая формы скелета homo sapiens всегда обращали внимание на то, как внешне менялся человек во времени. Наши предки отличались гораздо большей плотностью, массивным крепким черепом, выпирающими надбровными дугами. Эпохи меняли эпохи, кости человека истончались, мы стали выше ростом, наиболее заметно утончились и изменились черты лица, мы постепенно приобрели тот вид, который отличает нас на сегодняшний момент времени. В среде антропологов эти изменения получили название ‘грациализация’.

 

Внешних причин для грациализации эволюционно было немного. Скорее — наоборот. Если человек и воевал меньше, чем сейчас, лет так, скажем 50000 назад, все равно ситуация не изменилась коренным образом. Человек воюет всю современную историю, а для успешной войны очень пригодятся бетонная голова и непрошибаемый скелет. Но эволюция и природа рассудили другим образом. Человек все истончался, становясь более красивым и менее физически крепким.

 

Причину этого процесса антропологи сегодня видят только в одном. Это сексуальный выбор человека. Поколение за поколением мужчина выбирал женщину исходя из её физической привлекательности, а не крепости ее костей. Правда, возникает вопрос, как древний человек решил, что тонкие черты лица — это сексуально, а не массивный скелет, например. Сейчас ученые дискутируют на тему, мог ли древний человек определять здоровье самки по таким чертам, как высокий рост, прямая походка, гладкая кожа и так далее. Делая выбор, исходя из данных показателей и запустив эволюционный процесс грациализации. Но — это тема другой статьи. Главное, что мы с вами выяснили, что женщина на протяжении десятков тысяч лет, если не миллионов — это результат естественного отбора, где одним из главных критериев была физическая привлекательность.

 

Может быть, чувство прекрасного заложено в каждом живом существе. Кто его знает. Процесс грациализации коснулся не только человека. Еще основатель теории Чарльз Дарвин задавался вопросом, почему самки павлина выбирают самца с самым пышным и красивым хвостом. Ведь, образно говоря, хвост павлину — что собаке пятая нога. Это стало камнем преткновения в логике Дарвина, он долго не мог понять, почему павлиниха выбирает самца, ориентируясь на самую бесполезную, но зато красивую часть его тела. Позже Дарвин ввел для объяснения этого явления термин ‘половой отбор’.

 

Речь о том, что до косметики и фотошопа над женщиной поработал настолько мощный ‘редактор’, что последующие ‘редакторы’ можно было бы и не включать. Женщина в своей естественности 100 лет назад, 2000 лет назад и сегодня прекрасны и без фотошопа.

Но мир, однако, двигался дальше.

 

Грациализация 2.0: косметика

 

А дальше человек изобрел косметику. И вот с этим начались переборы. Когда мало косметики, вроде красиво. Но когда ее много, ее называют штукатурка.

 

Тут интересны истории, связанные с теми, кому античные мифы приписывают изобретение косметики. Все знают о Прометее, одном из титанов, который подарил людям огонь и был за это наказан богами. Его приковали к скале на Кавказе, а орел выклевывал ему печень. Все знают Азазелло из ‘Мастера и Маргариты’. Немногие знают, что этим двум приписывают и другие подвиги. В разных сказаниях упоминается о том, что они также научили людей изготавливать оружие и краситься.

 

Связано это с какой-то заварушкой, определившей дальнейшую историю людей. Людям дали огонь, оружие, научили ремеслам, искусствам и краситься. Мир, по преданиям, стал таким, каким мы его знаем сейчас. Прометей был титаном согласно греческой мифологии, Азазель был ‘стражем неба’ согласно книге Еноха и причиной появления титанов. Оба были очень значимыми фигурами в ‘верхнем’ мире. Обоим приписывают то, что они были виновны в том, что передали людям огонь, оружие и искусства, в числе которых названы и умение краситься. Мир богов разделился, Азазель и Прометей были наказаны. Пострадал и тесно связанный с Прометеем Гефест, мифы о нем часто переплетаются по существу с мифами о Прометее, он также ковал оружие, занимался ювелиркой, учил ремеслам и искусствам, также был сброшен с неба, из-за чего стал на всю жизнь хромым. Именно ему в наказание было приказано заковать Прометея на скале. И ему также приписывают то, что он подарил людям огонь и научил их пользоваться косметикой. Греческие боги и иудейский Бог предрекли людям беды из-за их новых знаний и то, что они принесут множество бед Земле.

 

Так или иначе ( было это или нет) , случилось это до появления первых известных нам ‘працивилизаций’, потому что и в Шумере, и в Египте уже вовсю пользовались косметикой. И самое первое косметическое средство, действительно, связано с огнем. Люди научились подкрашивать глаза золой.

 

Грациализация 3.0: бритва и photoshop

 

О, чудный 20-й век. Как много всего ты нам подарил. От чего-то мы не можем, как ни бьемся, избавиться. Как, например, от пластика в океане. Кто бы знал, что океаны такие маленькие.

 

Но вернемся к нашей теме. Со времен античности и до середины 20-го столетия мир мало отличался от сегодняшнего. По сути. Мы что-то постоянно придумывали, отменяли придуманное и придумывали заново. И постоянно воевали друг с другом. В том, числе из-за женщин. Елена из ‘Илиады’ Гомера стала во всем мире символом красоты. Грациозностью Клеопатры грезят до сих пор. Женщинам слагали оды, из-за них стрелялись на дуэлях и гибли великие поэты. Женщинами восхищались и боялись, как ведьм. Сегодня женщины борются за свои права, но была ли у мужчин в истории человечества хоть часть той власти, которой обладали женщины? Вроде бы, у нас было больше прав, тогда почему меня не покидает ощущение, что это мы, мужчины, всегда были на субдоминантных ролях у доминантных женщин? Ведь это мужчины стрелялись, чтобы завоевать внимание женщины, не наоборот, не так ли? Да и сами женщины приводят те времена, как пример, задаваясь вопросом о том, куда подевались рыцари, не так ли?

 

К чему я это всё? Век расцвета поклонения женской красоте приходится на времена, предшествовавшие эпохе грациализации 3.0.
Но бритва и фотошоп уже начинали наступление.
Суть мира не изменилась. Следующие десятилетия сильно изменят его внешне.

 

В 1939-ом году компания DuPont выпустила нейлоновые чулки из полимера 6.6, изобретенного несколькими годами ранее. ‘Такие же прочные, как сталь, такие же тонкие, как паутина’ — как гласила реклама. Спрос сразу же многократно превысил предложение, а в связи с перестроением продукции компании под военные нужды, в Америке возникли ‘нейлоновые бунты’ — беспорядки в магазинах среди охотников приобрести новинку. Началась’ эпоха нейлона’ и как ( победоносным тоном) было сказано в одном научно-популярном фильме: ‘женщины начали брить ноги’.

 

С английским модельером Мэри Куант связывают начало другой эпохи — эпохи’ мини’, когда девушки в 60 — 70-х годах прошлого столетия начали носить крайне короткие юбки. Эта мода, прокатившись по всем запретам, закатилась даже в СССР, причем даже в школы Союза. Если вы посмотрите длину юбок школьниц из 70-х годов Советского Союза, то будете удивлены длине юбки школьного платья. Бритва становилась для женщины все более необходимым аксессуаром.

 

Со сменой десятилетий ‘мини’ ушли из моды. Но новоявленное и модное веяние всё брить только набирало обороты. Как безумный косильщик, раз попробовав, женщина начала скашивать всё, что попадало в поле зрения, а через некоторое время эволюция бритвенных станков позволила ей добраться до мест и вне поля её зрения.

 

В 1987-ем году студент Мичиганского университета Томас Нолл создал компьютерную программу Display. Через год её выкупила компания Adobe, а еще через год представила под названием Photoshop. Photoshop стал самым популярным графическим редактором в человеческой истории, а все возрастающая доступность цифровых камер, появившихся позднее в виде неотъемлемой части современного телефона, фактически сделала фотошоп именем нарицательным для графических редакторов в целом.

 

Уже в начале нулевых, с первым массовым распространением компьютеров, девушки оценили редактор по достоинству. Точнее, оценили не весь (достаточно объемный) функционал программы, а несколько инструментов, позволивших, поначалу, убирать недостатки лица, будь то морщинки или прыщики.

На этом, конечно же, эксперименты с фотошопом не закончились. Этому способствовал и ‘глянец’, начавший экспериментировать с программами подобного типа, как минимум, на десятилетие раньше и уже сделавший популярными изображения людей с неестественным цветом лица, стеклянными глазами и отсутствием признаков жизни на коже и в мимике человека.

 

Этот опыт пришелся по душе. Грациализация 3.0, глянец и бритва сделали из женщины существо, похожее на женщин из прошлого, но как будто нарисованных плохими художниками.

 

Мы можем сколько угодно рассуждать о слепой эволюции, о том, что выживает сильнейший и прочей ерунде, но грациализация, занявшая у эволюции десятки и сотни тысяч лет, как-то вслепую смогла так грациозно отредактировать как человеческий род, так и природу других видов, что попытка отредактировать отредактированное выливается зачастую в ‘искусство’, которое неприятно режет глаз.

По меньшей мере — мой глаз. Многим нравится изменения, произошедшие в облике женщины за прошедшие пятьдесят лет, но я бы предпочел оставить профессиональную работу природы.

 

Рисунок: Jessica Durrant
http://jessicadurrant.com/